Информация о докладах на конгрессе славистов в Белграде

августа 09, 2017

Дискуссионная панель Медиалингвистической комиссии на конгрессе славистов в Белграде

ТЕМА: Cлавянские языки в координатах массмедиа

В центре внимания участников панельной дискуссии станут два вектора обсуждения: 1) общие и этноспецифические принципы отбора и сочетания языковых средств в медиаречи, призванной оказывать влияние на массовую аудиторию, – и 2) влияние этой речевой деятельности на литературные славянские языки и национальную коммуникативную культуру. Магистральным для дискутантов станет анализ типизированных и этноспецифических для рассматриваемых славянских языков явлений в медиаречи, показывающий закономерности формирования в ней концептосферы, общие и этноспецифические коммуникативные сценарии речевого поведения в этой среде, речевую репрезентацию важнейших черт воздействующей речи (оценочность, персуазивность, оппозитивность, установку на новизну выражения). Важнейшим принципом всех подходов становится внимание к речевому поведению в СМИ в тесной обусловленности с экстралингвистическими факторами формирования речи в этой среде.

ИНИЦИАТОР: профессор Лилия Дускаева, СПбГУ

Доклады

1. Лилия Дускаева (Россия, Санкт-Петербургский государственный университет)

Тема: Речевая системность медиатекста в праксиологическом аспекте

Исследование специфики речевой системности медиатекстов, отражающих динамику развертывания эффективной профессиональной деятельности в разных ситуациях профессионального общения, включает последовательное решение ряда исследовательских задач: сначала разработку типологии медиатекстов, с описанием композиционно-речевой специфики каждого из текстотипов, а затем выработку критериев эффективности речевой деятельности. Предлагаемая нами методика анализа – а) реконструирование смысловой структуры текстотипа через установление интенций, реализуемых в нем; б) установление в текстотипе типовых креолизованных композиционных единиц, последовательность которых позволяет воплотить смысловую структуру текстотипа; в) установление принципов отбора и сочетания языковых и паравербальных средств в каждой из выделенных композиционных единиц; в) критический анализ речи с опорой на ортологический, коммуникативный, этический и эстетический критерии.

2. Pavol Adamka (Slovenská republika)

Тема: Jazyková reflexia intencionálnosti slovenského mediálneho diskurzu

V príspevku predstavíme analýzu slovenského mediálneho diskurzu, zameranú na jazykovú stránku intencionálnosti mediálneho obsahu. Na základe kritickej analýzy diskurzu, štylistickej a štrukturalistickej textovej analýzy mediálnych produktov skoncentrujeme svoju pozornosť primárne na týchto aspektoch: 1. determinovanosť jazykovej stránky mediálneho diskurzu intenciou mediálneho obsahu; 2. závislosť charakteru mediálneho obsahu od vzájomného vzťahu objektívnej reality, diskurzívnej reality a mediálnej reality; 3. intencionálnosť sa dosahuje nie len pomocou jazyka: tento sa spolupodieľa na pôsobení médiatextu; 4. prítomnosť axiologicky patologickej persuazívnosti, založenej na syntaktickej flexibilite jazykového systému slovenčiny; 5. desemantizáciu / resemantizáciu lexiky pri formovaní hodnotiacich kontextov.

3. Димитър Попов (България, Шумен)

Тема: Медиатекстъ като обект на стилистичните и дискурсологичните изследвания в българската лингвистика

Медиатекстът, а също медиадискурсът са ключови концептив българската масмедийна реалност, които отразяват конструирани събития и явления от ежедневието въз основа на взаимодействието на определени социално-идеологически фактори, като например – класовата принадлежност, джендъра, расата, културата, политическите убеждения, етническите и миграционните предразсъдъци и нагласи и т. н. Медиатекстът и медиадискурсът се разглеждат структурно като мултимодални холографски феномени – изображения, имащи свой специфичен стилистичен инструментариум, включващ гласовите качества, музиката и звуковите ефекти, визуалните образи и други екстралингвистични вариации на креативната дейност на медиасубекта – съвременният български журналист.

4. Андреана Ефтимова (България, София)

Тема: Деформации на възрастта в медийната реч

Хиперрепрезентацията на възрастта деформира публичния образ на личността най-често в негативен план. Често възрастта се тематизира чрез необичайна или обичайна за дадена възраст проява, чрез любовни сюжети, чрез социални проблеми, свързани със старостта (пенсии, нарушено здраве и пр.). Резултатът е осмиване и негативно отношение към публичните личности, независимо дали се използват евфемистични или дисфемистични номинации, тъй като акцентирането и хиперрепрезентирането на възрастта е достатъчно, за да се формират иронични, унизителни или пренебрежителни послания. Привидно неутралните номинации, които посочват възрастта или квалифицират по възрастов признак, са проблем в медийното пространство, доколкото трябва да бъдат съобразени с правото на личността да запази личните си данни в тайна. Във връзка с политически коректния език се обсъжда и употребата на лексеми, които съдържат семата за възраст – госпожа и госпожица, момче и момиче, леля и чичо, баба и дядо. Буквалните значения на тези названия включват определен възрастов диапазон и употребата им се контролира от културни, социални и етикетни правила в конкретната речева общност. Тези названия могат да се употребят и с манипулативна цел и често разширяват значението си. Формирането на все по-отчетлива социална група, която се чувства засегната заради възрастта си, показва нарастващата вербална агресия в медийното пространство и назряването на момента, в който в българското общество обидни квалификации към личността, отнасящи се до принадлежността ѝ към определена възрастова група, ще бъдат схващани като част от езика на омразата и ще бъдат недопустими в публичното общуване.

5. Мария Конюшкевич (Республика Беларусь, Гродно)

Тема: Влияние массмедиа на русский литературный язык

Обращаясь к вопросу влияния на литературный русский язык его употребления в массмедиа, автор доклада анализирует динамику в синтаксисе русского языка. В частности, рассматривается пополнение предложной системы русского языка за счет 1) метафоризации и 2) последующей грамматикализации знаменательных лексем 3) в результате их сочетаемости с первичными предлогами, с которыми знаменательная лексема образует предложное сочетание, выступая в них в качестве базового компонента. Факторами образования и формирования предложных сочетаний в русском литературном языке служат, с одной стороны, усложнение и институализация отношений в человеческом сообществе, с другой, – влияние массмедиа, отражающих диалектику противоречий этих отношений в медиадискурсе.

6. Анастасия Беловодская (Литва, Вильнюс)

Тема: #ХЭШТЕГ, который изменил мир: о новых способах изучения взаимодействия языка и сознания в современном медиапространстве

Исследование концептосферы современного медиапространства сложно представить без обращения к феномену «новых медиа», в структуре которых прочно заняли свое место сетевые социальные ресурсы. Социальные сети не просто изменили способы производства и передачи медиаконтента аудитории, но и дали нам новые инструменты для изучения различных аспектов взаимодействия языка и сознания, в том числе на уровне (ре)конструирования концептосферы современного медиапространства. В докладе мы обратимся к вопросу о тех возможностях, которые дает работа с хэштегами – тематическими маркерами сообщений, «запускаемых» пользователями в сетевое пространство. При этом будут рассмотрены способы мониторинга различных языковых сегментов интернет-пространства через определение ключевых для передачи информации на ту или иную тему хэштегов.

7. Виктория Макарова (Литва, Вильнюс)

Тема: Особенности аргументативных медиадискурсов России и Сербии

В сообщении автор представит результаты когнитивно-риторического анализа особенностей предвыборной аргументации, используемой в медиадискурсах России и Сербии. В качестве материала послужат предвыборные тексты на русском и сербском языках. Целью исследования станет сопоставительный анализ сложившейся аргументационной речевой культуры в современном политическом медиадискурсе двух славянских языков, а именно: 1) выдвигаемых в речах политиков тезисов и способов их оформления, 2) типов выдвигаемых аргументов, 3) видов когнитивных установок, лежащих в основе развертывания речей, и их лингвориторического оформления.

8. Ирина Анненкова (Россия, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова)

Тема: Медиареальность: социокультурные принципы и лингвопрагматические приемы ее формирования

Формирование национальной картины мира, национального образа мира сегодня явно переместилось в медиапространство. Оно задает вектор движения трансформаций ментальности каждого народа. При этом именно в СМИ презентуется некая реальность, которая может быть названа квазиреальностью и которая не тождественна реальности объективной. Как и из чего она составляется, какие дискурсивные практики участвуют в ее конструировании, какие семиотические системы задействуются медиа для максимально эффективного влияния этой медиакартины мира на сознание массовой аудитории? Предполагается осмыслить все эти процессы в прагмалингвистическом и лингвокогнитивном аспектах. Анализ текстов современного медитадискурса, а также различных аспектов медиапространства и медиаиндустрии с точки зрения собственно лингвистических и экстралингвистических факторов станет стержневым в докладе.

Л. Р. Дускаева, СПбГУ

Rating 0 Просмотров: 4651

Пока без комментариев