Серия монографий «Язык в координатах массмедиа»

26 января 2023

В рамках IV Международной научной конференции «Язык в координатах массмедиа, этики и права» 10 ноября 2020 года состоялась онлайн-презентация серии монографий «Язык в координатах массмедиа» под эгидой Медиалингвистической комиссии.

Международная серия монографий «Язык в координатах массмедиа» основана в 2019 году Институтом «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета и Медиалингвистической комиссией при Международном комитете славистов (ЮНЕСКО).

Главным редактором серии стал директор Института "Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций" СПбГУ, доктор социологических наук, профессор Анатолий Степанович Пую. Ответственный редактор - председатель Медиалингвистической комиссии, доктор филологических наук, профессор Лилия Рашидовна Дускаева.

В редакционный совет входят авторитетные ученые-медиалингвисты из России, Германии, Чехии, Сербии, Словакии, Болгарии, Польши, Белоруссии, Литвы, Финляндии, Италии и Китая.


В 2019-2022 годах выпущены монографии:

1. Медиалингвистика славянских стран: монография / под науч. ред. Л.Р.Дускаевой; отв. ред. Л.Ю.Иванова. М.: ФЛИНТА, 2020. 464 с.

Монография открывает серию «Язык в координатах массмедиа», основанную Институтом «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета. В ней представлены медиалингвистические исследования, выполненные учеными славяноязычных стран — России, Белоруссии, Сербии, Болгарии, Чехии, Польши, Словакии и Литвы. В четырех разделах представлен анализ лингвистической организации национальных медиа по четырем аналитическим векторам — грамматика медиаречи, медиастилистика, медиадискурсология и критика медиа речи. Книга адресована журналистам, лингвистам, студентам факультетов журналистики.


2. Грамматика речевых действий в медиалингвистике: монография / Л.Р.Дускаева, В.И.Коньков, Т.Ю.Редькина ; под ред. Л.Р.Дускаевой. М.: ФЛИНТА, 2019. 152 с.

Концепция грамматики медиатекста, направленной на анализ специфики употребления языковых средств в воздействующей на массовую аудиторию речи, представляет отдельный аналитический вектор в медиалингвистике. Авторы стремятся показать языковое устройство тех действий, в которых реализуются две важнейших коммуникативных задачи массмедиа — выражение социально-оценочной позиции и портретирование окружающего мира. Монография предназначена читателям, интересующимся языком средств массовой информации.


3. Дускаева Л.Р. Стилистический анализ в медиалингвистике: монография. М.: ФЛИНТА, 2019. 340 с.

В монографии исследуется влияние медиа на лингвокомпозиционные особенности текстов: представлена композиционно-стилистическая вариативность медиаречи, обусловленная различиями канала трансляции, учетом информационно-тематических интересов аудитории медиа, а также решаемых в них профессиональных задач. Существенное место в книге занимает осмысление влияния комического на стилистическую форму медиаречи. Книга адресована журналистам, лингвистам, студентам факультетов журналистики.


4. Критика речи в медиалингвистике: монография / Л.Р.Дускаева, Т.Ю.Редькина, Н.С.Цветова. М.: ФЛИНТА, 2019. 120 с.

В монографии представлены теоретические основы критики медиаречи: презентуются объект, предмет, критерии оценки медиаречи и медиатекста. Авторы выявляют коммуникативные принципы взаимодействия коммуникантов как критерии нормативности речевой деятельности в массмедиа и вскрывают нарушения этих принципов. Издание адресовано не только филологам-медиалингвистам, но и студентам, магистрантам, аспирантам, обучающимся на факультетах журналистики и прикладной коммуникации, а также широкому кругу читателей, интересующихся языком медиа.


5. Комическое как коммуникативный ресурс в цифровой новостной среде : монография / под науч. ред. Л. Р. Дускаевой ; отв. ред. Ю. М. Коняева. М.: Флинта, 2022. 322 с.

Монография продолжает серию «Язык в координатах массмедиа», основанную Институтом «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета. В ней представлены результаты исследования, проведенного по проекту РНФ № 19-18-00530 «Комическое как коммуникативный ресурс в цифровой новостной среде». Книга состоит из двух разделов, в которых анализируются комические явления в массмедиа. В центр своего внимания исследователи поставили медиакоммуникацию, переходящую от массово-ориентированной (вовлечения) в личностно-ориентированную (вовлеченности) и наоборот. Потоки вовлечения и вовлеченности взаимодействуют и анализируются как встречные. Книга адресована журналистам, лингвистам, студентам факультетов журналистики.

Ознакомиться с монографией можно по ссылке: znanium.com


6. Диалог-спор в научно-популярной коммуникации: коллективная монография / под науч. ред. Л. Р. Дускаевой, отв. ред. Ю. М. Коняева. СПб.: Медиапапир, 2022. 184 с.

Монография продолжает серию «Язык в координатах массмедиа», основанную Институтом «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета. В ней представлены промежуточные результаты исследования, проводимого в рамках проекта РНФ № 22-18-00184 «Речевые практики возражения и пути их преодоления в научно-популярной медиакоммуникации». Книга включает четыре главы, в которых раскрывается специфика полемической научно-популярной коммуникации: рассматриваются исторические корни полемики, раскрываются особенности популяризаторской деятельности, формы и средства возражения. Отдельную главу составляют исследования возражающего дискурса в диалоге социальных сетей. Книга адресована журналистам, лингвистам, студентам факультетов журналистики.

Ознакомиться с монографией: medialing.spbu.ru/upload/files/file_1674683045_9088.pdf


Подробности о серии монографий можно найти по ссылке: medialing.spbu.ru/upload/files/file_1605901079_4015.pdf

Rating 0 Просмотров: 946

Пока без комментариев