Панельная дискуссия «Лингвистическая архитектура стратегических коммуникаций» в рамках VI Международной научно-практической конференции «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике»

30 ноября 2018

Untitled 23 ноября 2018 года в стенах Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ в рамках VI Международной научно-практической конференции «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике» состоялась панельная дискуссия «Лингвистическая архитектура стратегических коммуникаций».

Дискуссию открыла Лилия Рашидовна Дускаева, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой медиалингвистики СПбГУ. Свое выступлении профессор начала с определения понятия «стратегические коммуникации» Д. П. Гавры и Е. В. Быковой, которое было включено в издание «Медиалингвистика в терминах и понятиях», презентованного в рамках конференции. Л. Р. Дускаева озвучила функции стратегической коммуникации, сопоставила ее задачи с целями коммуникативных действий, направив дискуссию непосредственно в русло медиалингвистики. По словам профессора, целеустановки стратегической коммуникации выражаются в текстах с помощью побудительных речевых жанров, дифференцирующихся в зависимости от того, к каким действиям побуждается адресат. Л. Р. Дускаева отметила, что элементарная единица стратегической коммуникации – это диалогический цикл, включающий претексты-стимулы, устойчивые формы речевого реагирования на типовые ситуации, а также последующие сообщения.

UntitledДалее с докладом выступила С. В. Иванова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой английской филологии ЛГУ им. А. С. Пушкина. Темой выступления С. В. Ивановой стала «Новость в интернет-медиадискурсе: грани и границы жанра». Специфику информационной структуры новости как журналистского жанра профессор рассматривала на примере публикаций в интернет-медиа Великобритании. С. В. Иванова пришла к выводу, что сегодня новостной текст в интернет-медиадискурсе имеет гибридную природу, произошла трансформация его информационной структуры. Сегодня новостной текст строится из информативного, оценочного, аргументативного и персуазивного блоков, переставая быть обезличенным.

Дискуссию продолжила Д. Кэмпа-Фигура, доктор филологических наук, профессор Университета Марии Склодовской-Кюри (Польша), рассмотрев механизмы привлечения аудитории в стратегической коммуникации на примере сайта первого канала польского телевидения. Профессор выделила два базовых уровня стратегической коммуникации: план содержания и план выражения, который включает такие речевые приемы воздействия на аудиторию, как обращение к элементам разговорной речи, оценку, противопоставление и др.

UntitledПродолжила рассматривать конкретные кейсы, в которых реализуется стратегическая коммуникация, Н. Л. Колесникова, кандидат филологических наук, доцент МГУ имени М. В. Ломоносова. Докладчик проследила, как тексты с воздействующими лингвопрагматическими установками могут влиять на изменение политической ситуации на примере кампании по выходу Великобритании из Евросоюза. В качестве примера Н. Л. Колесникова представила лингвопрагматический анализ выступления премьер-министра Великобритании Терезы Мэй в парламенте.

Т. В. Чернышова, доктор филологических наук, профессор Алтайского государственного университета, представила доклад, посвященный сайту АлтГУ как субъекту стратегических коммуникаций. Докладчик проследила, как реализуются механизмы лингвистического менеджмента в образовательном дискурсе на примере контента корпоративного сайта государственного опорного университета.

Н. Г. Нестерова, доктор филологических наук, профессор Томского государственного университета, рассмотрела, как меняется радиодискурс и радиотекст в условиях развития новых коммуникаций. Н. Г. Нестерова изучила, как в интернете – официальных пабликах радио в социальных сетях, блогах радиоведущих – презентуют культурно-просветительские радиопередачи, какую реакцию они вызывают у интернет-пользователей (чаты, комментарии к записям и др.). Докладчик, чью точку зрения поддержали все участники дискуссии, пришла к выводу, что сегодня радиодискурс становится поликодовым, формируется и профессиональными работниками радио, и интернет-пользователями.

UntitledПоследними докладчиками панельной дискуссии стали Е. С. Кара-Мурза, кандидат филологических наук, доцент МГУ имени М. В. Ломоносова, которая представила доклад на тему «Информационная архитектура (рубрикатор, анонсы, заголовочный комплекс) как имиджевый фактор медиаиздания» и О. Ю. Проничева, кандидат филологических наук, доцент Военной академии МТО имени А. В. Хрулёва, рассказавшая о политических лозунгах как инструментах стратегической коммуникации. О. Ю. Проничева проследила, как менялись коммуникативные стратегии, реализованные в лозунгах, в зависимости от политической конъюнктуры: от отторжения советского прошлого (1990-е гг.) до усиления роли России на мировой арене.

В завершении круглого стола Л. Р. Дускаева выразила надежду на продолжение дискуссии на следующей конференции.

Отчет подготовила Камилла Пусурманова, секретарь панельной дискуссии

Фото: пресс-центр ВШЖиМК, В. И. Коньков

Кафедра медиалингвистики СПбГУ

Rating 3 Просмотров: 27065

Пока без комментариев