Круглый стол «Преподавание стилистики в вузе» прошёл в Санкт-Петербурге 25 апреля 2014 года

апреля 29, 2014

Встреча состоялась в рамках 53-й Международной научно-практической конференции «СМИ в современном мире. Петербургские чтения». Ведущий – профессор факультета журналистики СПбГУ В. И. Коньков. Эксперты: доцент факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Е. С. Кара-Мурза; профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена В. Д. Черняк.

Профессор Л. Р. Дускаева в своем выступлении «Формирование стилистической компетентности будущих журналистов» представила проект нового учебного пособия по стилистике, к написанию которого привлечены наиболее известные в функциональной стилистике ученые. М. Я. Запрягаева, М. А. Шишлянникова и Е. М. Бебчук (Воронежский государственный университет» рассказали о накопленном методическом опыте в преподавании стилистики рекламы. Е. С. Кара-Мурза (МГУ имени М. В. Ломоносова) говорила об изучении речевого облика текстов коммерческой рекламы в лингвоправовой перспективе. В. И. Коньков (СПбГУ) обратил внимание на особенности преподавания стилистики на продвинутых этапах в дисциплинах специализации. Н. С. Цветова (СПбГУ) дала анализ системы преподавания лексикологии на факультете журналистики.

Кафедра речевой коммуникации в опубликованном к началу конференции бюллетене «УМО: Северо-Запад» (№ 11) подготовила раздел «Преподавание стилистики», состоящий из девяти статей, авторы которых поднимают наиболее острые вопросы преподавания стилистической науки на факультетах журналистики (редактор раздела В. И. Коньков).

Преподавание стилистики на факультетах журналистики имеет ярко выраженную специфику. В отличие от стилистики на филологических факультета, которая в основе своей обращена к классическим текстам русской литературы, стилистика на факультетах журналистики обращена к современной речевой практике СМИ. Медиатексты особым образом, иначе, чем все другие функциональные разновидности текстов, жестко связаны с реальностью: они привязаны в своей коммуникативной направленности к конкретному времени и конкретному месту, к той или иной идеологической и политической системе. Речевая специфика текстов СМИ обусловлена также концепцией издания, типом аудитории и т.д. Эта чрезвычайно динамичная речевая среда заставляет преподавателя-стилиста постоянно искать новые подходы к изучению речевой практики СМИ.

Данный сборник методических работ обращает внимание на различные аспекты преподавания стилистики. Статьи Л. Р. Дускаевой «Формирование стилистической компетентности будущих журналистов», В. И. Конькова «Сфера знаний как отправная точка изучения функциональной стилистики» посвящены общим принципам, подходам к построению курса стилистики в содержательном и методическом планах.

Т. В. Шмелева в статье «Текстоцентризм как стратегия медийной лингводидактики» обращает внимание на необходимость актуализации текстоведческой проблематики в курсе русского языка. Оригинальный подход к изучению фонетики предлагает И. А. Вещиковой в статье «О некоторых особенностях изучения темы «Фонетика и стилистика».

Базовым, фундаментальным частям курса стилистика посвящена работа Н. С. Цветовой «Преподавание лексикологии на факультете журналистики», статья Е. С. Кара-Мурзы «Изучение речевого облика коммерческой рекламы в вузовском курсе стилистики», работа Т. И. Суриковой «Литературное редактирование как практическая филологическая дисциплина: концепция и построение учебника».

Отдельным частным проблемам посвятили свои работы Л. В. Лыткина («Методология и методика исследования медиатекста («мое самоопределение. Автобиографический фельетон» А. Аверченко)» и В. В. Васильева и А. А. Горячев («Роль курсовой работы по стилистике в обучении будущих журналистов»).

Кафедра речевой коммуникации СПбГУ

Rating 0 Просмотров: 4801

Пока без комментариев