VII Международная научная конференция "Язык в координатах массмедиа": заключительное пленарное заседание

8 июля 2023

Заключительное пленарное заседание стало своеобразным резюме всей конференции, проходившей в течение четырех дней: тематическая палитра основных докладов отразила ключевые вопросы, обсуждаемые на панельных дискуссиях и круглых столах.

Модератор заключительного заседания, Татьяна Георгиевна Добросклонская (МГУ им. М. В. Ломоносова), открывая встречу, отметила насыщенную повестку состоявшейся международной конференции, актуальность заявленных тем, их кросскоммуникационные связи.

Елена Владимировна Быкова (СПбГУ) представила доклад «Идеологический вектор PR-дискурса в условиях “новой нормальности”» не только как рефлексию и анализ актуализации и смещения в центр медиадискурса идеологической составляющей, которая нашему обществу долгое время не была представлена, но и как методические рекомендации к изучению студентами-журналистами прямой речи на профильных мероприятиях, целенаправленно продвигаемых центральными каналами коммуникаций. В результате обсуждения доклада участники заседания согласились с основным выводом Е.В.Быковой: «текущий идеологический вектор PR-дискурса стремится стать новой ценностной скрепой, которая вшита во все сферные PR-дискурсы и транслируется социуму посредством массмедиа».

Татьяна Георгиевна Добросклонская в своем выступлении отметила, что медиаречь в наше динамично меняющееся время становится основной и массовой, поэтому прикладной аспект политического медиадискурса в фокусе медиалингвистики имеет огромное значение и требует дальнейшего изучения, систематизации и классификации. В условиях «новой реальности», «новой нормальности», «новой искренности», фейковых новостей и постправды добавляются новые факторы, новые контексты, которые вносят свои изменения и требуют своевременной интерпретации событий. Предложенный подход на основе информационной модели движения информации позволяет системно организовывать исследовательскую работу выпускников. В процессе обсуждения доклада было акцентировано внимание на особенности функционирования текстов в гипертекстовой структуре, когда движение, развёртывание дискурса, очень важно для медиалингвистики.

Елена Николаевна Ежова (Северо-Кавказский федеральный университет) переключила внимание участников на другую сферу медиалингвистики – сенсорный маркетинг. Елена Николаевна отметила, что современная аудитория пресыщена обилием рекламы, и поэтому маркетологам и рекламистам приходится искать новые технологии, которые позволяют привлечь внимание клиента. Справляется с этой задачей сенсорный маркетинг, в основе которого лежит стратегия комплексного синестетического воздействия на все перцептивные модусы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

«Конференция в этом году отличалась наличием новых секций, новых направлений, особое место среди них заняла секция “Медиатекст в преподавании языка как иностранного”», - подчеркнула в своем выступлении Елена Викторовна Стоянова (Шуменскbq университет им. епископа Константина Преславского, Болгария). Елена Викторовна обобщила то, о чём говорили на тематическом круглом столе, обозначила ключевые вопросы и проблемы, которые были поставлены участниками, представила вниманию аудитории ряд учебных пособий, которые могли бы пополнить методическую библиотеку преподавателей русского языка как иностранного. Общество перешло в новую фазу отношений, увеличились потоки информации, изменились способы представления этой информации. Безусловно, меняется и система образования, а медиатекст становится мощным лингводидактическим ресурсом. Но проблема достоверности источников и самого материала медиадискурса при этом остается на первом плане и требует решения.

Прежде чем перейти к итоговым выступлениям руководителей секций и ведущих панельных дискуссий и круглых столов от имени участников конференции Т.Г. Добросклонская и А.В. Полонский вручили Л.Р. Дускаевой, идейному вдохновителю и организатору конференции, рукописные открытки с добрыми пожеланиями и яркий букет. Андрей Васильевич, напомнив слова Ю.М.Лотмана: «Наука – это всегда выбор на перекрестке знаний и сомнений», отметил: «Хорошо, что есть такая встреча, как эта конференция, когда наши знания увеличиваются». В ответном слове Л.Р. Дускаева обратила внимание участников, что организация столь масштабного мероприятия – это работа слаженной команды, прежде всего, команды кафедры медиалингвистики, где каждый абсолютно уникален.

«Нам всем необходимо это интеллектуальное взаимодействие, то, что мы можем получить только на конференции, это очень важная сторона нашей научной деятельности», - прокомментировала Лилия Рашидовна.

В этом году был создан научный совет конференции «Язык в координатах медиа», который позволит объединить потенциал инициатив, расширить возможности продвижения, вывести традиционное мероприятие на новый уровень, что важно в текущей обстановке, когда наметились тенденции на позитивное преобразование актуальной повестки, в том числе и усилиями ученых. Именно медиалингвистика изучает те механизмы, которые нас не только объединяют, но и разделяют.

Подводили итоги всей конференции И.Н. Блохин, Е.В. Быкова, М.А. Воскресенская, Е.В. Выровцева, Н.И. Клушина, И.М. Кобозева, В.И. Коньков, М.И. Конюшкевич, А.А. Малышев, Н.Г. Нестерова, М.А. Пильгун, А.В. Полонский, В.А. Салимовский, Е.В. Стоянова, Т.В. Чернышова, Ю.В. Яковлева.

В целом отмечен комфортный режим работы и активная работа секретарей секций, большой интерес участников, участие представителей не только научного академического сообщества, но и эксперты, бизнес-сообщества.

Был озвучен ряд рекомендаций и предложений:

- сохранить тематическую направленность конференции, продолжить изучение актуальных вопросов медиадискурса в разных аспектах;

- продолжить расширять географию участников: диалог разных научных школ в условиях мировой турбулентности позволяет изучать актуальную повестку оперативно, эффективно и системно;

- поддержать появившийся тренд на развитие интердисциплинарных исследований, ставших уникальной особенностью конференции, и способствовать работе интердисциплинарных групп;

- осветить проблему факта и достоверности через интердисциплинарную работу и публикацию монографии к 2025 году;

- продолжить изучение идеологической составляющей педагогического воспитания и факторов национальной идентичности в свете формирования методических программ;

- рассмотреть возможность последовательной работы секций, которые связаны в содержательном плане, объединив их в тематические блоки, чтобы участники могли обсудить доклады в связке. Например, панельная дискуссия «Культурно-историческая память в славянском медиадискурсе» и панельная дискуссия «(Пере-)форматирование цивилизационной идентичности общества в дискурсе массмедиа» дополняют друг друга, не дублируя;

- ввести требования по оформлению презентаций и докладов, разработать соответствующие методические рекомендации;

- организовать работу по продвижению итогов и материалов конференции на разных платформах и каналах коммуникаций.

Кафедра медиалингвистики СПбГУ

Rating 0 Просмотров: 696

Пока без комментариев