6 июля 2024
Лексика языка массмедиа и современная лексикография
СОРУКОВОДИТЕЛИ
Щеглова Екатерина Александровна, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета
Конюшкевич Мария Иосифовна, независимый исследователь, Республика Беларусь
Секретарь: Дмитриева Полина, Санкт-Петербургский государственный университет
Круглый стол в этом году собрал в комбинированном очном и онлайн-формате более 10 участников из России и Белоруссии. На секции обсуждались вопросы лексикографии и функционирования различных лексических единиц в медиаречи.
Открыла дискуссию соруководитель секции М. И. Конюшкевич (Гродно, Беларусь). Она рассмотрела в своём докладе идеографический способ формирования реестра союзных средств русского языка как наиболее релевантный поставленным исследовательским задачам. Подобная инвентаризация необходима, так как в русском языке существует огромный массив служебной лексики, которая постоянно используется в СМИ, но при этом не учтена грамматиками русского языка.
Т. В. Романова (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Нижний Новгород) рассказала о функционировании терминов когнитивной лингвистики в массмедиа, выявив основные способы интерпретации их содержания в научно-популярных подкастах. Исследование проводилось в рамках проекта по составлению словаря-справочника когнитивных терминов.
Тему лексикографирования лексических единиц языка медиа продолжила Е. В. Маринова (Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова), представив в ходе доклада проект «Словарь терминологии цифрового общества». Она отметила, что у многих лексем, отражающих социальные изменения в результате технологической революции, грамматические категории пока не могут быть чётко определены, поэтому некоторые пометы в словаре несут рекомендательный характер.
Особый интерес и оживлённую дискуссию вызвали сообщения, затрагивающие тему ключевых слов эпохи. С. А. Серова (Тамбовский университет имени Г. Р. Державина) выступила с докладом об особенностях активного словаря СМИ периода специальной военной операции. На секции обсудили современную специфику актуализации лексики времён Великой Отечественной войны. При этом все участники согласились с тем, что в формировании коннотаций слова большую роль играет личность говорящего.
О проблеме бытования научного проекта в цифровой реальности рассказали Е. А. Щеглова и Н. А. Прокофьева (Санкт-Петербургский государственный университет). В настоящее время кросс-медийность может выступать как инструмент репрезентации лингвистических исследований и как средство их популяризации. В ходе дискуссии участники круглого стола познакомились с проектом «Медиасловарь ключевых слов текущего момента». На его примере были рассмотрены особенности лексикографической практики в цифровой среде: так, в словарных статьях проекта прослеживается тенденция к увеличению доли визуального оформления и к фиксированию фатических обертонов у слов.
С докладом о русской периодической печати как источнике словаря русского языка XIX века выступила В. Н. Калиновская (Институт лингвистических исследований Российской академии наук). Она подчеркнула важность привлечения периодики для составления исторического словаря соответствующего периода. Во время обсуждения участники круглого стола обратили внимание на значимость исторического аспекта при изучении языка медиа.
О том, как раскрывается концепт «Семья» в интервью советских и российских звёзд экрана, рассказала Г. Р. Косова (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова). Задача исследования заключалась в выявлении особенностей репрезентации поликонцепта «Семья» в СМИ через анализ входящих в него микроконцептов.
Завершил панельную дискуссию доклад А. С. Мирошниченко (Гродненский государственный университет им. Янки Купалы) о номинациях лиц по уровню компетентности в текстах СМИ. Лексемы с таким семантическим компонентом помогают журналисту более чётко обозначить статусную позицию героя. В ходе активного обсуждения выяснилось, что оценка уровня компетентности иногда происходит и посредством использования имён собственных (например: Пушкин от медицины, Пирогов в хирургии).
Круглый стол прошёл в режиме продуктивного научного диалога. Докладчики и гости с увлечением обсуждали каждое сообщение, предлагали новые идеи для дальнейшего развития изучения предлагаемой проблематики.
Речь рекламы и связей с общественностью в условиях цифровизации: коммуникационные риски и возможности
СОРУКОВОДИТЕЛИ
Быкова Елена Владимировна, доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета
Коняева Юлия Михайловна, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета
Секретарь: Ларионова Анна, Санкт-Петербургский государственный университет
В рамках конференции «Язык в координатах массмедиа» секция «Речь рекламы и связей с общественностью в условиях цифровизации: коммуникационные риски и возможности» под руководством Елены Владимировны Быковой (доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета) и Юлии Михайловны Коняевой (кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета) собрала исследователей в комбинированном формате.
Работу секции открыли три ключевых доклада, первым из которых стал доклад соруководителя Елены Владимировны Быковой, раскрывающий риски и возможности цифровизации и искусственного интеллекта в медиаобразовании. В своем выступлении Елена Владимировна осветила дилемму цифровизации и классического образования, а также продемонстрировала примеры работы нейросети при генерации новостной ленты. Многие участники поделились опытом взаимодействия со студентами в условиях повсеместного распространения AI, а также обсудили перспективы в данной области.
В докладе Ирины Павловны Зайцевой (Витебский государственный университет имени П.М. Машерова) была поднята тема словесно-художественного осмысления влияния рекламного дискурса на массовое сознание. В современной литературе одним из таких примеров является пьеса Егора Черлака «Ипотека и Вера, мать её», которую в своей работе подробно проанализировала Ирина Павловна. Было выявлено, что зависимость от рекламного воздействия заняла прочное место в жизни людей, с чем безоговорочно согласились все слушатели в аудитории.
Третьим ключевым докладом заинтересовала исследователей Камилла Ренатовна Нигматуллина (Санкт-Петербургский государственный университет), которая присоединилась к коллегам в дистанционном формате. Выступление было связано с исследованием искусственного интеллекта и его места в медиафилософских концепциях. Камилла Ренатовна рассказала о концепциях технологического детерминизма, неомарксизма и континентальной философии, а также сделала вывод о возможности повышения эффективности работы при распределении нагрузки между человеком и искусственным интеллектом. Многие участники поделились своим мнением по данной теме и выразили опасения по поводу полного замещения реальных специалистов виртуальными.
Работа Розы Токтаркановны Байгазановой (Санкт-Петербургский государственный университет) была посвящена коммуникационным рискам и стратегиям защиты в ситуации бизнес-буллинга, что также вызвало большой интерес у аудитории. В докладе были выявлены методы анализа агрессивных коммуникаций и дезинформации, а также меры противодействия негативным кампаниям. Одним из важных выводов стало утверждение об уникальности каждой ситуации буллинга и отсутствии универсального решения.
Людмила Владимировна Балахонская (Санкт-Петербургский государственный университет) провела анализ стратегии дискредитации конкурентов в российском шоу-бизнесе с опорой на публикации участников скандально известной вечеринки Насти Ивлеевой. В рамках стратегии Людмила Владимировна выделила 12 тактик, которые также подробно осветила в своем докладе. Выступление было подкреплено конкретными цитатами из постов звезд, благодаря чему слушатели могли сразу сопоставлять теоретическую и практическую части работы.
Работа Натальи Васильевны Мамоновой «Конструирование культурно-ценностных компонентов медиадискурса при университетском брендировании» была последней в череде докладов. Процесс брендирования был рассмотрен на примере телеграм-канала Челябинского государственного университета @csu76.
Завершающими мини-докладами секции были работы аспирантов Санкт-Петербургского государственного университета: Го Юйбо «Российская медицина и здравоохранение в цифровом медиа КНР«Science and Technology Daily», Когай Александра Денисовича «Контент-маркетинг в B2C-коммуникациях с цифровым и аналоговым метапоколениями (на примере текстов OTA-платформ в соцсетях)» и Чэнь Чжэ «Кризисные коммуникации власти и общества на цифровых платформах Weibo и X: реакция китайской и европейской общественности на введение углеродного налога».
Все участники секции принимали активное участие в дискуссиях, определяли новые направления для будущих исследований и продолжили обсуждение за пределами заседания.
Художественная критика: медиальный поворот
СОРУКОВОДИТЕЛИ
Саенкова-Мельницкая Людмила Петровна, доктор филологических наук, зав. кафедрой литературной критики Белорусского государственного университета
Цветова Наталья Сергеевна, доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета
Секретарь: Янова Полина, Санкт-Петербургский государственный университет
Секция «Художественная критика: медиальный поворот» под руководством Людмилы Петровны Саенковой-Мельницкой (доктор филологических наук, заведующая кафедрой Литературно-художественной критики Белорусского государственного университета) Натальи Сергеевны Цветовой (доктор филологических наук, профессор ВШЖиМК СПбГУ) собрала в комбинированном формате значительную аудиторию — исследователи проблемы медийной презентации художественной критики из четырех стран (России, Белоруссии, Болгарии, Китая), представители 9 крупнейших научно-исследовательских центров, популярные петербургские писатели и публицисты, студенты петербургских вузов.
К обсуждению было предложено несколько вопросов:
— Художественная критика — форматы присутствия в современном публичном коммуникативном пространстве.
— Отражение ментальной динамики современного общества в критическом медиадискурсе: от прагматизации до политизации.
— Рекламные, маркетинговые и коммуникативные стратегии в современной художественной критике.
Работу секции открыл член Союза писателей Санкт-Петербурга, прозаик, публицист, сценарист Дмитрий Николаевич Каралис проблемным докладом «Литературная критика как цензура», в котором была представлена значительная историческая ретроспектива. Свой вариант участия литературного критика в издательском процессе предложил доцент Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Владимир Александрович Гринфельд (литературный псевдоним Владимир Соболь). Владимир Александрович рассказал о собственном опыте комментирования романов Эриха-Марии Ремарка.
Об изменении роли «автора» в современном медиапространстве, о факторах, определяющих доверие к мнению критика, размышляла доктор философских наук Елены Анатольевна Каверина (СПбГУ).
Заявленная проблематика развивалась в выступлениях М.Л. Лебедевой (БГУ), Н.Б. Лысовой (БГУ), О.Н. Адамовой (БГУ), Ван Хунюань (Пекинский университет) и др. Все ключевые доклады, выступления участников вызывали активную реакцию слушателей. В обсуждении принимали активное участие профессор А.П. Короченский (Белгородский ГУ), М.В. Загидулина (Челябинский ГУ), Е.В. Стоянова (Шуменский университет, Болгария), Е. Борисова (Шуменский университет, Болгария), К.И. Шарафадина (СПбГУП), М.К. Лопачева (СПбГИК).
При подведении итогов работы секции Н.С. Цветова (СПбГУ) говорила об исследовательской программе, которая была сформирована в процессе обсуждения заявленных проблем.
Естественный и синтетический медиаконтент: анализ, восприятие, функционирование
СОРУКОВОДИТЕЛИ
Пильгун Мария Александровна, доктор филологических наук, профессор Российского государственного социального университета
Расходчиков Алексей Николаевич, канд. соц. наук, руководитель Московского центра урбанистки «Город»
Секретарь: Лебединская Екатерина, Санкт-Петербургский государственный университет
Панельная дискуссия в этом году собрала в комбинированном очном и онлайн-формате ученых из разных городов России (Москва, Нижний Новгород, Казань, Новосибирск), объединенных интересом к исследованию функционирования естественного и синтетического медиаконтента.
На секции обсуждались вопросы эффективного взаимодействия человека с искусственными акторами в медиапространстве, а также методология и инструментарий анализа естественного и синтетического медиаконтента. Руководители панельной дискуссии – Мария Александровна Пильгун (Российский государственный социальный университет) и Алексей Николаевич Расходчиков (Московский центр урбанистки «Город»).
Открыла работу секции Галина Витальевна Градосельская (Институт сетевого анализа) с докладом о выявлении естественного дискурса методом дифференциации речевых маркеров. Доклад вызвал интересную дискуссию о методологических тонкостях в обнаружения и исследования языковых маркеров.
В докладе Марии Александровны Пильгун (Российский государственный социальный университет) была поднята проблема разграничения естественного и синтетического медиаконтента. Особое внимание было уделено нейросетевым технологиям диалога со студентами. Важно, что в докладе были представлены алгоритмы выделения синтетического контента в социальных медиа.
Следующим стало выступление Зои Николаевны Сергеевой (Новосибирский государственный технический университет) о резонансе сложного городского этнически маркированного конфликта в социальных медиа. Далее, в докладе Алексей Николаевич Расходчиков (Московский центр урбанистики «Город») поднималась проблема семантики коммуникационной среды, вызвавшая особый интерес у аудитории.
В докладе Валентин Станиславович Балаш (РАНХиГС) сравнил возможности искусственного интеллекта и творческой работы журналиста-редактора в написании заголовков для новостных заметок в современных СМИ. Ксения Петровна Дадашева (Московский политехнический университет) рассказала о проблеме выбора методики кластеризации реакций ассоциативного поля.
Александр Анатольевич Лукоянов («Сетевые Исследования») в докладе «Информационная война: представление себя другим» представил кейс-расследование фейковых аккаунтов медиадеятеля С. Переслегина в социальных сетях и на разных интернет-платформах.
Заключительным докладом стало выступление Елены Николаевны Широковой (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского) о вторичной номинации как средстве ведения информационной войны.
Все доклады панельной дискуссии вызвали интерес и вовлекли участников в захватывающее обсуждение. Как отмечают участники дискуссии, обсуждение выступлений прошло продуктивно и обязательно продолжится за пределами заседания.