НАША КОМАНДА
Главный редактор веб-ресурса: Л.Р.Дускаева (Санкт-Петербург, СПбГУ).

Редакционный совет: М.Войтак (Люблин, Польша), Ст.Гайда (Ополе, Польша), Дж.Ш.Аята (Стамбул, Турция), Т.ван Дейк (Барселона, Испания), Т.Г.Добросклонская (Москва, Россия), В.И.Ивченков (Минск, Республика Беларусь), И.П.Лысакова (Санкт-Петербург, Россия), О.Б.Сиротинина (Саратов, Россия), В.З.Демьянков (Москва, Россия), Чжан Хуэйцинь (Пекин, Китай), В.Е.Чернявская (Санкт-Петербург, Россия), Т.В.Шмелева (Великий Новгород, Россия).

Редакционная коллегия: сотрудники Института "Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций" СПбГУ Н.С.Цветова (шеф-редактор); В.В.Васильева (научный редактор); В.И.Коньков (научный редактор); Ю.М.Коняева (редактор), Н.А.Прокофьева (редактор), А.А.Малышев (редактор), А.А.Горячев (технический редактор).
Информация о докладах на конгрессе славистов в Белграде

Дискуссионная панель Медиалингвистической комиссии на конгрессе славистов в Белграде

ТЕМА: Cлавянские языки в координатах массмедиа

В центре внимания участников панельной дискуссии станут два вектора обсуждения: 1) общие и этноспецифические принципы отбора и сочетания языковых средств в медиаречи, призванной оказывать влияние на массовую аудиторию, – и 2) влияние этой речевой деятельности на литературные славянские языки и национальную коммуникативную культуру. Магистральным для дискутантов станет анализ типизированных и этноспецифических для рассматриваемых славянских языков явлений в медиаречи, показывающий закономерности формирования в ней концептосферы, общие и этноспецифические коммуникативные сценарии речевого поведения в этой среде, речевую репрезентацию важнейших черт воздействующей речи (оценочность, персуазивность, оппозитивность, установку на новизну выражения). Важнейшим принципом всех подходов становится внимание к речевому поведению в СМИ в тесной обусловленности с экстралингвистическими факторами формирования речи в этой среде.

ИНИЦИАТОР: профессор Лилия Дускаева, СПбГУ

Доклады

1. Лилия Дускаева (Россия, Санкт-Петербургский государственный университет)

Тема: Речевая системность медиатекста в праксиологическом аспекте

Исследование специфики речевой системности медиатекстов, отражающих динамику развертывания эффективной профессиональной деятельности в разных ситуациях профессионального общения, включает последовательное решение ряда исследовательских задач: сначала разработку типологии медиатекстов, с описанием композиционно-речевой специфики каждого из текстотипов, а затем выработку критериев эффективности речевой деятельности. Предлагаемая нами методика анализа – а) реконструирование смысловой структуры текстотипа через установление интенций, реализуемых в нем; б) установление в текстотипе типовых креолизованных композиционных единиц, последовательность которых позволяет воплотить смысловую структуру текстотипа; в) установление принципов отбора и сочетания языковых и паравербальных средств в каждой из выделенных композиционных единиц; в) критический анализ речи с опорой на ортологический, коммуникативный, этический и эстетический критерии.

2. Pavol Adamka (Slovenská republika)

Тема: Jazyková reflexia intencionálnosti slovenského mediálneho diskurzu

V príspevku predstavíme analýzu slovenského mediálneho diskurzu, zameranú na jazykovú stránku intencionálnosti mediálneho obsahu. Na základe kritickej analýzy diskurzu, štylistickej a štrukturalistickej textovej analýzy mediálnych produktov skoncentrujeme svoju pozornosť primárne na týchto aspektoch: 1. determinovanosť jazykovej stránky mediálneho diskurzu intenciou mediálneho obsahu; 2. závislosť charakteru mediálneho obsahu od vzájomného vzťahu objektívnej reality, diskurzívnej reality a mediálnej reality; 3. intencionálnosť sa dosahuje nie len pomocou jazyka: tento sa spolupodieľa na pôsobení médiatextu; 4. prítomnosť axiologicky patologickej persuazívnosti, založenej na syntaktickej flexibilite jazykového systému slovenčiny; 5. desemantizáciu / resemantizáciu lexiky pri formovaní hodnotiacich kontextov.

3. Димитър Попов (България, Шумен)

Тема: Медиатекстъ като обект на стилистичните и дискурсологичните изследвания в българската лингвистика

Медиатекстът, а също медиадискурсът са ключови концептив българската масмедийна реалност, които отразяват конструирани събития и явления от ежедневието въз основа на взаимодействието на определени социално-идеологически фактори, като например – класовата принадлежност, джендъра, расата, културата, политическите убеждения, етническите и миграционните предразсъдъци и нагласи и т. н. Медиатекстът и медиадискурсът се разглеждат структурно като мултимодални холографски феномени – изображения, имащи свой специфичен стилистичен инструментариум, включващ гласовите качества, музиката и звуковите ефекти, визуалните образи и други екстралингвистични вариации на креативната дейност на медиасубекта – съвременният български журналист.

4. Андреана Ефтимова (България, София)

Тема: Деформации на възрастта в медийната реч

Хиперрепрезентацията на възрастта деформира публичния образ на личността най-често в негативен план. Често възрастта се тематизира чрез необичайна или обичайна за дадена възраст проява, чрез любовни сюжети, чрез социални проблеми, свързани със старостта (пенсии, нарушено здраве и пр.). Резултатът е осмиване и негативно отношение към публичните личности, независимо дали се използват евфемистични или дисфемистични номинации, тъй като акцентирането и хиперрепрезентирането на възрастта е достатъчно, за да се формират иронични, унизителни или пренебрежителни послания. Привидно неутралните номинации, които посочват възрастта или квалифицират по възрастов признак, са проблем в медийното пространство, доколкото трябва да бъдат съобразени с правото на личността да запази личните си данни в тайна. Във връзка с политически коректния език се обсъжда и употребата на лексеми, които съдържат семата за възраст – госпожа и госпожица, момче и момиче, леля и чичо, баба и дядо. Буквалните значения на тези названия включват определен възрастов диапазон и употребата им се контролира от културни, социални и етикетни правила в конкретната речева общност. Тези названия могат да се употребят и с манипулативна цел и често разширяват значението си. Формирането на все по-отчетлива социална група, която се чувства засегната заради възрастта си, показва нарастващата вербална агресия в медийното пространство и назряването на момента, в който в българското общество обидни квалификации към личността, отнасящи се до принадлежността ѝ към определена възрастова група, ще бъдат схващани като част от езика на омразата и ще бъдат недопустими в публичното общуване.

5. Мария Конюшкевич (Республика Беларусь, Гродно)

Тема: Влияние массмедиа на русский литературный язык

Обращаясь к вопросу влияния на литературный русский язык его употребления в массмедиа, автор доклада анализирует динамику в синтаксисе русского языка. В частности, рассматривается пополнение предложной системы русского языка за счет 1) метафоризации и 2) последующей грамматикализации знаменательных лексем 3) в результате их сочетаемости с первичными предлогами, с которыми знаменательная лексема образует предложное сочетание, выступая в них в качестве базового компонента. Факторами образования и формирования предложных сочетаний в русском литературном языке служат, с одной стороны, усложнение и институализация отношений в человеческом сообществе, с другой, – влияние массмедиа, отражающих диалектику противоречий этих отношений в медиадискурсе.

6. Анастасия Беловодская (Литва, Вильнюс)

Тема: #ХЭШТЕГ, который изменил мир: о новых способах изучения взаимодействия языка и сознания в современном медиапространстве

Исследование концептосферы современного медиапространства сложно представить без обращения к феномену «новых медиа», в структуре которых прочно заняли свое место сетевые социальные ресурсы. Социальные сети не просто изменили способы производства и передачи медиаконтента аудитории, но и дали нам новые инструменты для изучения различных аспектов взаимодействия языка и сознания, в том числе на уровне (ре)конструирования концептосферы современного медиапространства. В докладе мы обратимся к вопросу о тех возможностях, которые дает работа с хэштегами – тематическими маркерами сообщений, «запускаемых» пользователями в сетевое пространство. При этом будут рассмотрены способы мониторинга различных языковых сегментов интернет-пространства через определение ключевых для передачи информации на ту или иную тему хэштегов.

7. Виктория Макарова (Литва, Вильнюс)

Тема: Особенности аргументативных медиадискурсов России и Сербии

В сообщении автор представит результаты когнитивно-риторического анализа особенностей предвыборной аргументации, используемой в медиадискурсах России и Сербии. В качестве материала послужат предвыборные тексты на русском и сербском языках. Целью исследования станет сопоставительный анализ сложившейся аргументационной речевой культуры в современном политическом медиадискурсе двух славянских языков, а именно: 1) выдвигаемых в речах политиков тезисов и способов их оформления, 2) типов выдвигаемых аргументов, 3) видов когнитивных установок, лежащих в основе развертывания речей, и их лингвориторического оформления.

8. Ирина Анненкова (Россия, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова)

Тема: Медиареальность: социокультурные принципы и лингвопрагматические приемы ее формирования

Формирование национальной картины мира, национального образа мира сегодня явно переместилось в медиапространство. Оно задает вектор движения трансформаций ментальности каждого народа. При этом именно в СМИ презентуется некая реальность, которая может быть названа квазиреальностью и которая не тождественна реальности объективной. Как и из чего она составляется, какие дискурсивные практики участвуют в ее конструировании, какие семиотические системы задействуются медиа для максимально эффективного влияния этой медиакартины мира на сознание массовой аудитории? Предполагается осмыслить все эти процессы в прагмалингвистическом и лингвокогнитивном аспектах. Анализ текстов современного медитадискурса, а также различных аспектов медиапространства и медиаиндустрии с точки зрения собственно лингвистических и экстралингвистических факторов станет стержневым в докладе.

Л. Р. Дускаева, СПбГУ | 9 августа 2017
НОВОЕ НА САЙТЕ
.
Открыта официальная страница "МЕДИАЛИНГВИСТИКИ" в ВК! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новости о публикациях и мероприятиях!



В раздел "Библиотека" добавлены три статьи Л. В.Селезнёвой, посвящённые PR-текстам
.
В раздел "Библиотека" добавлен сборник "Актуальні проблеми української лінгвістики: теорія і практика" (выпуск 31).
В раздел "Библиотека" добавлен полный текст кандидатской диссертации И. И. Ждановой "Толерантный газетный дискурс (на материале русскоязычной зарубежной прессы)" (Мурманск, 2015).
В раздел "Библиотека" добавлены автореферат и полный текст докторской диссертации Т. И. Красновой "Феномен оппозитивности газетного дискурса русского зарубежья 1917-1920 (22) гг" (Екатеринбург, 2015).
В раздел "Библиотека" добавлен автореферат канд. диссертации И.И. Ждановой Толерантный газетный дискурс (Мурманск, 2015).
В раздел "Библиотека" добавлен раздел "Прикладные исследования СМИ и рекламы" сборника научно-практической конференции "Социальные и гуманитарные науки: образование и общество" (Н. Новгород, 2014).
.
В раздел "Библиотека" добавлена коллективная монография "Эстетическая и массовая коммуникация: вопросы теории и практики" (Красноярск, 2012).
В раздел "Видео- и аудиоматериалы" добавлена видеозапись лекции К.А.Роговой «Грамматическая прагматика в формировании смысла медиатекста».


.
В раздел "Видео- и аудиоматериалы" добавлена видеозапись лекции И.П.Лысаковой «Медиатекст в фокусе социолингвистики».


В раздел "Библиотека" добавлена статья Н. С. Цветовой Literature and Gloss: Substitution or Merging of Discourses?.
В издательстве «Флинта» вышла книга Маргариты Николаевны Кожиной «Речеведение. Теория функциональной стилистики: избранные труды»