6 июля 2022
VI Международная научная конференция «Язык в координатах массмедиа» прошла 30 июня - 2 июля 2022 года в Санкт-Петербургском государственном университете. Конференция объединила более 300 исследователей языка медиа из России, Республики Беларусь, Сербии, Болгарии, США и других стран.
Конференция организована кафедрой медиалингвистики Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке фонда "Русский мир".
В первый день были проведены пять панельных дискуссий и два круглых стола.
ПАНЕЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ
Политический дискурс и информационные технологии воздействия в фокусе медиалингвистики
СОРУКОВОДИТЕЛИ:
Добросклонская Татьяна Георгиевна, доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации МГУ им. М. В. Ломоносова
Балдицын Павел Вячеславович, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой медиалингвистики факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова
Панельная дискуссия была одной из самых многочисленных и привлекла участников из ведущих вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Воронежа, Казани, Челябинска, Республики Беларусь и КНР. Соруководители дискуссии, несмотря на дефицит времени, дали возможность выступить и ответить на вопросы всем участникам, что позволило обсудить практически весь заявленный диапазон тем – от актуализации информационных технологий воздействия в современном политическом дискурсе Запада и России, лингвомедийного конструирования информационной картины мира в российских и зарубежных СМИ до методов медиалингвистического анализа политического дискурса в социальных сетях и лингвомедийных особенностей вирусной коммуникации.
Особый интерес вызвали презентации, связанные с тематикой лингвомедийного конструирования образов стран и актуальной политики: доклады Б. Е. Ломакина (Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», МГУ им. М. В. Ломоносова), А. А. Биюмены (Минский государственный лингвистический университет), И. В. Метлушко (Минский государственный лингвистический университет), А. Б. Тепляковой (МГУ им. М. В. Ломоносова), А. И. Шакирова (Казанский федеральный университет) и др. Большое внимание было уделено обсуждению вопросов лингвистического обеспечения политической пропаганды, лингвомедийным технологиям информационного противостояния России и Запада, а также современным направлениям в изучении социальных сетей: доклады П. В. Балдицына (МГУ им. М. В. Ломоносова), Э. В. Арутюновой-Ястребковой (МГУ им. М. В. Ломоносова), Г. А. Заварзиной (Воронежский государственный педагогический университет), К. В. Земляковой (Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича), Чэнь Ди (СПбГУ) и др.
В ходе обсуждения была отмечена эффективность и перспективность применения медиалингвистического подхода для анализа всех видов массмедийного дискурса – от новостного и информационно-аналитического до разных типов медианарративов, посвящённых актуальной тематике – идеологическому противостоянию, терроризму, насилию, предвыборным кампаниям и т. п., что задаёт новые векторы для дальнейших исследований.
Татьяна Георгиевна Добросклонская
Культурно-историческая память в славянском медиадискурсе
СОРУКОВОДИТЕЛИ:
Дулебова Ирина, PhD, профессор кафедры русистики и восточноевропейских исследований Словацкого национального университета им. Я. А. Коменского (Словакия)
Минчук Инна Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой журналистики Гродненского государственного университета им. Я. Купалы (Республика Беларусь)
В дискуссии результаты своих исследований представили участники из десяти вузов Беларуси, России, Болгарии, а также представители Института социологии Национальной академии наук Беларуси и Института языкознания Российской академии наук.
Докладчики сделали попытку осмыслить специфику отражения в славянском медиадискурсе исторических событий, вошедших в историю личностей (писателей, политиков, культурных деятелей), а также особенности презентации, интерпретации и реинтерпретации в пространстве медиа славянских концептов, идеологем, культурных кодов, прецедентных феноменов.
В одном из ключевых докладов на тему «Медиаидентичность и ее языковая репрезентация: содержательно-аксиологический аспект» А. В. Полонский (Белгородский государственный национальный исследовательский университет) поднял вопрос о том, как медиа меняют человека, усиливая в нем «медиачувствительность». Докладчик предложил наряду с культурной, национальной идентичностью исследовать и медиаидентичность как компонент социальной идентичности человека. Е. В. Стоянова (Шуменский университет им. Епископа Константина Преславского), актуализировав вопрос о поведении языковой личности в медиапространстве, обратила внимание на способы выражения деструктивного циничного смеха в болгарских новых медиа.
Докладчики представили в своих сообщениях специфику лингвокультурного кода «Дон» в фольклорном, художественном и публицистическом тексте (Е. В. Ахмадулин, Южный федеральный университет), лингвокультурного кода праздника в модульном рекламном тексте на страницах газет второй половины ХХ века (Т. А. Пивоварчик, Е. Т. Костюшко, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы), лингвокультурных концептов «шут» и «юморист» в политической кампании (В. П. Барбашов, В. А. Чернышов, Алтайский филиал РАНХиГС), ценностно-смысловых доминант в репрезентации Олимпийских игр 1980 на страницах журнала «Пионер» (О. А. Мусорина, Пензенский государственный университет), «мест памяти» белорусов в медиадискурсе межвоенного периода (А. С. Горный, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы), идеологемы «малая родина» в белорусских региональных массмедиа (И. И. Минчук, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы). Был поднят вопрос об особенностях концептов «детство» и «война» в прозе белорусского писателя Павла Гушинца (Л. В. Скибицкая, Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина), о специфике отражения в массовой и высокой культуре прецедентных феноменов, связанных с личностью и творчеством Ф. М. Достоевского (П. Ю. Повалко, Российский университет дружбы народов), о способах представления исторических личностей посредством реализации онлайн-проектов в новых медиа (А. В. Зезюлевич, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы), а также представлена концепция «Аксиологического словаря русских паремий», который призван отразить новые функции и новые смыслы пословиц и крылатых выражений советского периода, используемых в современном медиадискурсе (Т. Г. Никитина, Псковский государственный университет). По наблюдению Н. Л. Мысливца (Институт социологии Национальной академии наук Беларуси), содержание и глубина культурно-исторической памяти народа определяют способность общественного сознания реагировать на современные общественно-политические и социально-культурные процессы, подвергать анализу сущность, масштабы и значимость происходящих социальных трансформаций, объективно оценивать глубину и остроту актуальных социальных проблем, искать и находить пути их решения.
Инна Ивановна Минчук
Отражение динамики грамматических ресурсов медиакоммуникации в преподавании русского языка
СОРУКОВОДИТЕЛИ:
Шмелева Татьяна Викторовна, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого
Малышев Александр Александрович, кандидат филологических наук, доцент кафедры медиалингвистики Санкт-Петербургского государственного университета
Заседание секции было связано с рассмотрением вопросов о динамике русского грамматикона под влиянием медиа, новациях в грамматике медиаречи и проявлении посредством грамматических ресурсов языка авторской субъективности, взаимодействии вербального и невербального в грамматике медиаречи, а также о грамматических ресурсах медиакоммуникации в преподавании русского языка в качестве иностранного.
Значительный интерес вызвал ключевой доклад М. И. Чернышевой (Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН) о новых академических словарях и языке СМИ. В исследовании был поднят важный вопрос о взаимодействии академической лексикологии и лексикографии с современной медиатизированной реальностью, а также о привлечении медиатекстов как ресурсов иллюстративной части словарных статей. О лексическом уровне языка говорили также В. Бонджолова (Великотърновски университет «Св.св. Кирил и Методий»), выступление которой было посвящено ковидным окказионализмам в болгарском языке, Е. В. Глинка (Минский государственный лингвистический университет), рассмотревшая квазисинонимию в современном белорусском медиадискурсе, и А. В. Кобяков (Новгородский государственный университет), определивший связь между использованием феминитивов и жанровой системой медиатекстов.
Вопросам морфологии были посвящены доклады О. В. Врублёвской (Волгоградский государственный социально-педагогический университет) о коннотативных именах собственных как отражении аксиосферы медиадискурса, В. В. Кавериной (МГУ им. М. В. Ломоносова), представившей исторический экскурс о динамике нормы оформления финала инфинитива возвратных глаголов в ведомостях XVIII в., А. А. Малышева (СПбГУ), проанализировавшего употребление глаголов в онлайн-трансляциях шахматных партий, Е. В. Осетровой (Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева), определившей оппозитивные особенности языкового представления местоимений «мы» и «они», и Хайянь Чжоу (Пекинский университет) о русском причастии и его функциональных омонимах в текстах современных СМИ о науке и технологиях.
Синтаксису медиаречи посвятила ключевой доклад М. И. Конюшкевич (Республика Беларусь), выявившая значительный смыслообразующий и текстообразующий потенциал высказываний с предлогом «между». К исследованию синтактики обратились в своих выступлениях Н. П. Галкина (Костромской государственный университет), отметившая признаки имплицитного «присутствия» автора в структуре сложноподчиненных предложений детерминантного типа, и Е. С. Ляшенко (Минский государственный лингвистический университет), выявившая случаи предикатной и непредикатной номинации процессов изменения в газетных статьях.
Общие вопросы изучения грамматики русского языка в массмедиа были затронуты в докладах Э. Г. Куликовой (РУДН), определившей тесную связь между англизацией и аналитизацией как системными процессами, и Вэньцзин Чжан (СПбГУ) о влиянии диджитализации на язык современных СМИ.
Выступления Г. Р. Косовой (МГУ им. М. В. Ломоносова) и Р. И. Шмурак (Чжэцзянский ун-т) были связаны с анализом использования медиатекстов для преподавания русского языка как иностранного.
С интересом был встречен доклад О. А. Глущенко (Северо-Западный институт управления РАНХиГС) о расширении функциональности графемы на примере Z-символизации.
Таким образом, разновекторность представленных сообщений вновь показала широту исследовательского поля, в том числе на международном уровне, тесную связь общих и частных вопросов грамматики языка массмедиа и необходимость постоянного взаимодействия теоретических и прикладных аспектов в её изучении.
Александр Александрович Малышев
Язык идеологического противоборства в современных массмедиа: границы допустимого
СОРУКОВОДИТЕЛИ:
Строканов Александр Алексеевич, PhD, профессор истории, сопредседатель кафедры уголовного правосудия, истории и глобальных исследований, директор Института русского языка, истории и культуры Университета Северного Вермонта – Линдон (США)
Воскресенская Марина Аркадьевна, доктор исторических наук, профессор Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета
Среди участников панельной дискуссии были представители Луганской Народной Республики (А. В. Дроздова), Киргизской Республики (Бактыбек уулу Шабдан, СПбГУ), Республики Беларусь (И. П. Зайцева), Республики Казахстан (М. Т. Шакенова), США (А. А. Строканов), а также различных регионов России: Москвы (Е. Г. Борисова, А. А. Ершова, А. С. Литвин, М. В. Петрова, Е. М. Позднякова), Санкт-Петербурга (А. В. Браун, М. А. Воскресенская, Е. А. Каверина), Астрахани (Н. М. Байбатырова), Воронежа (Е. М. Бебчук, В. В. Тулупов), Иркутска (И. А. Якоба), Казани (Т. К. Иванова), Перми (Н. В. Данилевская), Ростова-на-Дону (Н. Ю. Мазикова, Д. И. Пашкова), Челябинска (Н. В. Мамонова).
Содержательной доминантой обсуждения стала проблематика политической медиалингвистики. Особый интерес выступающих и слушателей вызвали вопросы анализа и типологии речевого поведения в медиасреде в условиях идеологического противоборства. Значимость научного обсуждения заявленной проблематики во многом определялась его междисциплинарным характером – авторы прозвучавших докладов в своих исследованиях опирались на подходы и данные лингвистики, теории журналистики, культурологии, политологии, психологии, правоведения.
Дискуссия, развернувшаяся после выступлений, выявила ряд перспективных для дальнейшего изучения аспектов обсуждаемой темы.
Марина Аркадьевна Воскресенская
Речевая коммуникация в связях с общественностью и рекламе
СОРУКОВОДИТЕЛИ:
Быкова Елена Владимировна, доктор филологических наук, доцент кафедры связей с общественностью в бизнесе Санкт-Петербургского государственного университета
Коняева Юлия Михайловна, кандидат филологических наук, доцент Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета
В работе секции приняли участие ученые из шести городов России (Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Ярославль, Ставрополь, Ростов-на-Дону), Республики Беларусь и Казахстана. В процессе развернувшегося обсуждения были подняты наиболее актуальные проблемы выстраивания коммуникации в сфере рекламы и PR.
Актуальные способы речевого воздействия в рекламной и PR-коммуникации рассматривались в докладах Е. В. Быковой (СПбГУ) о речевых стратегиях деметиатизации в цифровой среде; Л. Е. Малыгиной (МГУ им. М. В. Ломоносова) и Е. С. Павловой (АО «Русагротранс») о проблеме лингвобезопасности в молодежной среде; А. Ф. Касьян (Донской государственный технический университет) и А. И. Ереминой (Санкт-Петербургский государственный экономический университет), осветивших отдельные приемы и инструменты речевого воздействия в рекламной и PR-коммуникации.
Наиболее популярным направлением дискуссии стало обсуждение речевой специфики функционирования PR и рекламы в бизнесе, политике, государственном управлении и социальной сфере. Были затронуты типологические и композиционные особенности текстов различных жанров – заявление для СМИ (Л. В. Балахонская, СПбГУ), пост в социальной сети (В. Н. Степанов, Международная академия бизнеса и новых технологий), комментарии пользователей (М. А. Ширинкина, С. Л. Мишланова, Н. П. Тарасова, Пермский государственный национальный исследовательский университет); отдельному изучению подверглись сторителлинг как особый текстовый формат (Т. И. Свитун, Минский государственный лингвистический университет), а также речевая специфика продвижения лингвистических инноваций в массмедиа (Ю. М. Коняева, СПбГУ).
Исследованию современного состояния дискурса PR и рекламы в аспекте культурных ограничений и «новой этики» было уделено особое внимание: доклад Л. В. Селезнёвой (Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина) раскрывает эпистемологический статус PR-дискурса в контексте социокультурной парадигмы; Г. Г. Слышкин (Российская академия народного хозяйства и государственного управления при Президенте РФ) проанализировал закон «О рекламе» в аспекте лингвокоммуникативной политики государства; Р. Т. Байгазанова (ООО «Лада-Сервис») на примере одного кейса раскрыла особенности бизнес-коммуникации в эпоху корпоративных войн; Е. Н. Ежова (Северо-Кавказский федеральный университет) дала подробный анализ артефактов культуры как источника интертекстуальности рекламного дискурса, а А. С. Зотова (Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского) рассмотрела семиосферу рекламного дискурса в социокультурном контексте нового времени.
В процессе дискуссии было отмечено, что управление коммуникацией в социальных сетях может проводится по нарративному и административному трекам. Нарративный трек подразумевает формирование общественного мнения по поводу того или иного события с помощью речевых практик, а административный – бан, запрет на распространение контента, штраф и проч.
Систематизация, кодификация и унификация рекламной терминологии рассматривалась в докладе В. В. Богуславской и Юй Хунбо (Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина). В процессе дискуссии было выявлено, что терминологический арсенал PR и рекламной деятельности устоялся лексически, но в понятийном плане границы специализированных терминов ещё широки и потому требуют уточнений объема понятий для российских медиапрактик.
По итогам панельной дискуссии отмечаются следующие тенденции: усиление вектора на законодательное регулирование рекламного контента, сферная дифференциация PR-дискурса, актуализация форматов сторителлинга для внутренней общественности организации.
Участники отметили, что в стремительно меняющейся исторической ситуации некоторые ценностные аспекты, актуализированные в коммуникативных стратегиях рекламы или связей с общественностью, в настоящее время уже не могут применяться в отечественной медиадеятельности. Это добавляет актуальности дальнейшему исследованию речевых аспектов прикладных коммуникаций и показывает востребованность подобного формата дискуссий.
Елена Владимировна Быкова, Юлия Михайловна Коняева
КРУГЛЫЕ СТОЛЫ
Фактор адресата и речевая стратификация медиа
СОРУКОВОДИТЕЛИ:
Ухова Лариса Владимировна, доктор филологических наук, доцент кафедры теории коммуникации и рекламы Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского
Басовская Евгения Наумовна, доктор филологических наук, зав. кафедрой медиаречи РГГУ
Воронцова Татьяна Александровна, доктор филологических наук, проф. Челябинского государственного университета
Проблематика, касающаяся взаимодействия журналиста с аудиторией, вызывает у специалистов в области медиалингвистики традиционный интерес. Поэтому круглый стол прошел в рамках конференции «Язык в координатах массмедиа» уже не в первый раз. У секции начал формироваться постоянный круг выступающих, к которым присоединились и новые участники.
Работа круглого стола была организована в смешанном формате, что позволило сделать сообщения, задать вопросы, высказаться в рамках дискуссии ученым, представляющим Санкт-Петербург, Москву, Минск, Пермь, Челябинск и Ярославль.
В докладах Н. И. Клушиной (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова), Е. Г. Борисовой (Московский городской педагогический университет), Е. А. Баженовой и Т. Б. Карповой (Пермский государственный национальный исследовательский университет), а также выступлениях Е. В. Арутюновой (Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН), О. И. Северской (Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН) и Л. Н. Саакяна (Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина), Ю. В. Донсковой (Первый МГМУ им. И. М. Сеченова) отмечалась особая сложность коммуникации с массовым адресатом и необходимость тонкой «настройки» медиаречи на целевую аудиторию СМИ. Затрагивались вопросы как общетеоретического характера (в частности, применение к медиатексту теории речевых актов, а также новейшего интенционального подхода), так и сугубо практические (например, выбор вариантов написания иностранных собственных имен с учетом социальных особенностей адресата сообщения).
С вопросами и комментариями выступили гости круглого стола – профессора Л. Р. Дускаева, Т. Л. Каминская, В. А. Ефремов и др. Участники дискуссии согласились в том, что фактор адресата относится к числу важнейших в медиакоммуникации и требует всестороннего дальнейшего изучения.
Евгения Наумовна Басовская
Влияние нейроэтики на формирование коммуникации цифрового общества
СОРУКОВОДИТЕЛИ:
Перов Вадим Юрьевич, кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой этики Санкт-Петербургского государственного университета
Ковалева Татьяна Викторовна, кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета
Круглый стол собрал ученых, интересующихся вопросами этики, культуры, журналистики и лингвистики. Среди основных проблем, прозвучавших в докладах, следует назвать этические проблемы современных медиакоммуникаций (В. Ю. Перов, СПбГУ), нормативно-этические проблемы в требованиях к содержанию журналистских публикаций (И. Ю. Ларионов, СПбГУ), проблемы профессиональной журналисткой этики и трансформации этических кодексов медийного сообщества (Е. А. Овчинникова, СПбГУ), некоторые проблемы нейромаркетинга (Т. В. Ковалева, СПбГУ).
В. Ю. Перов разделил свой доклад на две части. Первую посвятил разбору когнитивных искажений, которые порождают иллюзорную субъективную действительность, строящуюся на предубеждениях, вторую – критике использования когнитивных искажений в медиакоммуникациях. В конце доклада он пришел к выводу о необходимости этической регуляции данных проблем и о значимости этических кодексов. И. Ю. Ларионов представил подробной анализ содержания одной подборки научно-популярных статей, где были обнаружены когнитивные искажения, преувеличения значимости представленного исследования, маркетинговые приемы для завлечения читателя через манипуляцию, построенную на естественном желании человека обрести счастье. Он пришел к выводу, что «авторы публикаций в СМИ обычно не уделяют внимание нормативно-этической стороне вопроса…», а это приводит к дезинформации читателей и нанесении им морального вреда. Е. А. Овчинникова вынесла на обсуждение достаточно много этических вопросов, касающихся профессиональной работы журналиста. Дискурс касался «Новой этики», которую обозначили как термин сами журналисты, но при этом не вложили какого-либо четкого содержания и понимания. Т. В. Ковалева сосредоточилась на проблемах «нового маркетинга», который определяет жизнь в киберпространстве, незаметно влияя на предпочтения и формирование образа мышления пользователей сети Интернет. Такой маркетинг строится на основе данных, полученных с помощью нейротехнологий в психологии, биологии, медицине и т. д.
Участники круглого стола обсудили особое влияние коммуникации на современного человека, ценность слова, а также изменения определённых понятийных конструкций, которые меняют моральное сознание людей, профессиональных групп и общества.
Татьяна Викторовна Ковалева
Кафедра медиалингвистики СПбГУ