VIII Международная научная конференция "Язык в координатах массмедиа": день третий

7 июля 2024

Речь аудиовизуальных СМИ в новых коммуникационных условиях

СОРУКОВОДИТЕЛИ:

Выровцева Екатерина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета

Нестерова Наталья Георгиевна, доктор филологических наук, профессор Томского государственного университета

Секретарь: Киндеева Ксения, Санкт-Петербургский государственный университет


Дискуссия прошла в комбинированном – очном и онлайн – формате: ученые, занимающиеся изучением особенностей речи теле- и радиоведущих, коммуникативной специфики теле- и радиотекста, роли невербальных компонентов в аудиовизуальной коммуникации.

На секции обсуждались традиционные критерии качества звучащей речи и некодифицированные явления в условиях формирования нового медиаязыка; способы установления контакта с аудиторией в условиях полимодальной медиакоммуникации; новые дискурсивные практики в традиционных и цифровых аудиовизуальных массмедиа; языковые новации в теле- и радиоречи. В поле зрения исследователей попали как отдельные языковые единицы, так и заголовочные комплексы, и поликодовые тексты в целом.

Открыла работу секции Лариса Викторовна Рацибурская из Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, которая рассказала о словообразовательных новациях в теле- и радиоречи. Лариса Викторовна объяснила, почему новообразования, например, на базе антропонимов следует рассматривать как отклонение от стандарта. При этом авторитетный ученый подчеркнула, что введение подобных новообразований оправдано современными тенденциями развития медиадискурса. В процессе дискуссии другие участники согласились с тем, что наблюдается динамика стандарта.

В докладе Екатерины Владимировны Выровцевой были собраны и систематизированы результаты исследований студентов СПбГУ о функционировании поликодового текста в современных аудиовизуальных массмедиа: определены воздействующий потенциал вербальных и невербальных компонентов в речевом портрете телеведущего Леонида Каневского, блогера Яна Топлеса и других медиаперсон, роль жеста в программах «Бесогон», «Международная пилорама», «Захар Прилепин. Уроки русского». Екатерина Владимировна продемонстрировала принципы взаимодействия вербальных и аудиовизуальных компонентов, их значение для восприятия мультимодального текста.

Активную дискуссию у участников вызвало выступление Светланы Владимировны Ермоленко из Национального исследовательского Томского государственного университета, ее тема доклада – «Языковая и коммуникативная специфика книжных сообществ в мессенджере “Телеграм”». Участников привлекла в первую очередь актуальность исследования, поскольку Telegram сейчас наиболее активно развивающаяся интернет-платформа. Светлана Владимировна представила языковые особенности в сообществах любителей книг, результаты анализа паратекста в пабликах.

Не менее активно обсуждался доклад Киры Николаевны Сыпачевой, которая рассмотрела «Функции высокого терминального тона в английской медиаречи» и обогатила исследования отечественного медиадискурса анализом иностранного медиаконтента.

Участники панельной дискуссии особое внимание уделили изучению особенностей медиаречи современных ведущих. Мария Леонидовна Пришельцева и Марьяна Яковлевна Розенфельд из Воронежского государственного университета представили исследование на тему «Композиционные и стилистические особенности современного российского YouТubе-интервью», в котором охарактеризовали специфику речи и композиционного построения материала в авторском интервью Николая Солодникова, Юлии Меньшовой, Вячеслава Манучарова. Во время обсуждения докладом обсуждались и другие известные журналисты, яркие личности с выраженными индивидуальными особенностями медиаречи.

Участники панельной дискуссии «Речь аудиовизуальных СМИ в новых коммуникационных условиях» обсудили особенности языка, его изменения и новации в условиях интенсивно меняющейся медиареальности.

После выступлений участники обсудили наиболее понравившиеся доклады. определили перспективы развития темы. Также участники дискуссии пришли к выводу, что необходимо продолжать изучение мультимодальной коммуникации, уточнять методологию анализа аудиовизуальных медиатекстов, формировать новые стандарты их анализа.



(Пере-)форматирование цивилизационной идентичности общества в дискурсе массмедиа

СОРУКОВОДИТЕЛИ:

Марина Аркадьевна Воскресенская, доктор исторических наук, профессор ВШЖиМК Санкт-Петербургского государственного университета

Александр Алексеевич Строканов, профессор истории, сопредседатель кафедры уголовного правосудия, истории и глобальных исследований, директор Института русского языка, истории и культуры Университета Северного Вермонта – Линдон (США)

Секретарь: Камилла Латыпова, Санкт-Петербургский государственный университет


Панельная дискуссия «(Пере-)форматирование цивилизационной идентичности общества в дискурсе массмедиа» под руководством профессора СПбГУ Марины Аркадьевны Воскресенской собрала в комбинированном очном и онлайн-формате ученых из России, Белоруссии, Казахстана.

Работу секции открыл доклад Наталии Васильевны Данилевской (Пермский государственный национальный исследовательский университет) о языке убеждения в текстах СМИ. В ходе дискуссии, развернувшейся после выступления, автор доклада подчеркнул, что сегодня манипулятивные и пропагандистские намерения в медиатексте трудноразличимы, хотя по своей сути это разные понятия.

Ольга Григорьевна Кунгурова (Костанайский региональный университет, Республика Казахстан) раскрыла специфику межнациональной формы русской медиаречи с активным использованием казахизмов, что особенно характерно для печатной периодики северной части Казахстана. В докладе и последующей дискуссии было отмечено, что русский язык исторически сохраняет сильные позиции в Казахстане, однако при этом зачастую для приезжих требуется специальный перевод на русский язык с «казахского русского».

Медийным инструментам и стратегиям внедрения языковых концептов агрессии и вражды посвятила свой доклад Наиля Мунировна Байбатырова (Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева). Докладчица подчеркнула необходимость налаживания диалога между государством и молодежью, в том числе развития их коммуникации через социальные сети.

Роль СМИ в формировании картины мира и идеологии россиян оказалась в центре внимания совместного доклада Елены Михайловны Бебчук и Владимира Васильевича Тулупова (Воронежский государственный университет). Соавторы проанализировали эмоциональную окраску медиатекстов, связанных с тематикой СВО, и особенности языка материалов, отражающих патриотические убеждения.

Продолжением разговора о специфике медиаречи в контексте военной операции (на примере региональных СМИ) стал доклад Василия Викторовича Федорова (Челябинский государственный университет), посвященный вопросам конструирования идентичности российского общества. Докладчик обратил внимание на то, что сегодня неясен образ военного, поэтому нужно обращаться к голосам частных людей и конкретным случаям, так как к ним у общества больше доверия, чем к большим дискурсам.

Михаил Витальевич Корышев и Мария Владимировна Хохлова (Санкт-Петербургский государственный университет) рассказали о репрезентации ценностных ориентиров во внутренней периодике бундесвера. Анализ материалов СМИ, выполненный за счет гранта Российского научного фонда, показал, что в современном немецком военном медиадискурсе продвигается идея «гражданина в форме» в качестве основополагающего этического принципа военнослужащих.

К аксиологической проблематике обратилась и Милана Денисовна Красоцкая (Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы), рассмотревшая в своем докладе вопрос о вербализации ценностей и антиценностей через идиоматические выражения (на примере мультсериала «Helluva Boss»).

Разговор о ценностях продолжила Ирина Алексеевна Гладченко (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова), представившая коллективный доклад по результатам совместной исследовательской работы со своими студентами Никитой Константиновичем Дынкиным и Михаилом Дмитриевичем Поповым. В выступлении освещались различные методологические подходы к определению ценностей в медиатекстах.

С завершающим докладом выступила Татьяна Ивановна Свистун (Минский государственный лингвистический университет, Республика Беларусь), рассмотревшая модели и языковые средства формирования культурной идентичности. Особое место в докладе заняли аспекты экспрессии текстов мигрантов в различных социокультурных ситуациях. Выступление вызвало бурный диспут по поводу определения аккультурации.

В докладах участников секции и последующих обсуждениях были намечены потенциальные области новых исследований, в том числе реализуемых в совместных проектах коллег из разных стран.



Культурно-историческая память в языковых феноменах славянского медиадискурса

СОРУКОВОДИТЕЛИ:

Минчук Инна Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой журналистики Гродненского государственного университета им. Янки Купалы

Пивоварчик Тамара Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент Гродненского государственного университета им. Я. Купалы

Горный Александр Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин Гродненского государственного университета им. Янки Купалы

Секретарь: Литвин Арина, Санкт-Петербургский государственный университет


В этом году секция «Культурно-историческая память в языковых феноменах славянского медиадискурса» в комбинированном очном и онлайн-формате собрала ученых из нескольких стран. В рамках междисциплинарной секции обсуждались языковые единицы и феномены, направленные на изучение памяти, а также особенности презентации и интерпретации славянских феноменов в медиапространстве.

Работу секции открыл доклад Анны Александровны Биюмены (Минский государственный лингвистический университет), раскрывающий особенности отражения образа «человека труда» в современных печатных изданиях Беларуси. Она рассказала о языковых средствах репрезентации работников и их качеств в СМИ и отметила востребованность образа в современной прессе и его отличие от образа «человека труда» в советской прессе.

Марина Викторовна Загидуллина (Челябинский государственный университет) предложила оригинальную методику изучения выбора локаций при построении любительских видеонарративов о посещении археологического памятника Аркаим. Про восприятие этого же места в контексте журналистики и личных впечатлений рассказала Арина Ринатовна Медведева (Челябинский государственный университет). Она отметила, что СМИ могут привлечь внимание к природным пространственным доминантам, однако дальнейшее понимание пространства медиа не контролируют.

О прессе диаспор как особом культурном явлении рассказал Александр Сергеевич Горный (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы) на примере периодических изданий белорусской эмиграции в межвоенный период. Тема белорусской прессы в 1920–30-х гг. была продолжена в докладе Александра Геннадьевича Чернявского (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы), описавшего отражение белорусской истории на страницах журнала «Белорусская школа в Латвии».

Вопрос об особенностях реконструкции образа исторического деятеля в качестве корпоративного героя в маркетинговых практиках подняла Ирина Александровна Герасимчик (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы).

Ольга Викторовна Дягтярева (Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) рассказала о влиянии массмедиа на историческую память посредством трансформации украинского календаря праздничных дат.

Анастасия Вадимовна Зезюлевич (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы) рассказала о модификации жанра портрета исторической личности в творчестве белорусского публициста Людмилы Рублевской.

Об особой роли коллективных представлений о Великой Отечественной войне в современных СМИ Беларуси в своем докладе говорила Ирина Владимировна Метлушко (Минский государственный лингвистический университет).

Инна Ивановна Минчук (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы) рассказала о роли СМИ в сохранении культурно-исторической памяти на примере специфических коммуникативных паттернов, используемых для выражения различных интенций в текстах белорусских региональных медиа о фестивале-ярмарке тружеников села «Дажынкі».

Описанию религиозных смыслов повседневных коллективных и индивидуальных практик верующих в медийном дискурсе Беларуси был посвящен доклад Ирины Войтеховны Пивоварчик (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы).

В докладе Ольги Олеговны Секиро (Институт лингвистических исследований РАН) была поднята тема текстообразующего характера метафоры «земля-почва» в публицистике И. С. Аксакова, достигнутого за счет объединения нескольких компонентов значений.

Участники секции с интересом участвовали в дискуссиях и определяли направления для новых научных исследований.



Медиатекст в преподавании языка как иностранного

СОРУКОВОДИТЕЛИ:

Стоянова Елена Викторовна, профессор Шуменского университета им. епископа Константина Преславского

Кунгурова Ольга Григорьевна, кандидат филологических наук, профессор Костанайского регионального университета им. Ахмета Байтурсынова

Секретарь: Анастасия Удальцова, Санкт-Петербургский государственный университет


Секция в этом году собрала в комбинированном очном и онлайн-формате группу ученых-практиков, работающих с иностранными студентами и преподающих русский язык, и преподавателей, обучающих практике перевода с иностранных языков.

На панельной дискуссии обсуждались возможности использования медиатекста и новых доступных технологических инструментов для обучения специалистов разных областей – как промышленников, так и будущих специалистов медиа. Коллегами были предложены новые обучающие практики, форматы и программы для обучения студентов. Среди ресурсов, предложенных участниками, были как методические материалы, так и целые сценарии для интерактивных занятий, составленные на основе актуального медиаматериала.

Открыла работу секции Елена Николаевна Вакулова (Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации), – в докладе она выделила проблему однообразной, за счет повторения глаголов, передачи чужой речи и предложила структуру дополнительных заданий, которые бы могли помочь в проработке таких тем. Участники обсудили потенциал включения заданий такого типа в программу обучения иностранных студентов и вопрос регулярного пополнения «словаря» к такой задаче для достижения большей эффективности и решения проблемы.

В докладе Марии Юрьевны Михайловой и Елены Александровны Цывкуновой (Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ) была поднята тема применения интерактивных технологий в рамках обучения анализу новостных статей. Работа стала началом целой дискуссии о развитии критического мышления и как отдельной темы – обнаружения дипфейков в медиатексте. Каждый из коллег признал актуальность поднятого вопроса. Выступление докладчиков завершилось наглядной иллюстрацией промежуточных итогов реализации программы и создания новостной передачи, в рамках которой студенты не только применили технологии искусственного интеллекта, но и в результате создали целый сюжет на английском, немецком и китайском языках.

Работа Елены Валентиновны Николаевой (Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)) очень заинтересовала всех участников панельной дискуссии своими предложениями – исследователь рассказала о целой программе работы с ChatGPT как на уроке, так и для самостоятельной работы студентов, определенных правилах, которые позволяют обучающимся обнаружить смысловые ошибки в тексте, предоставленном машиной. Выстраивая работу с ними таким образом, можно не только способствовать развитию критического мышления учеников, но и избежать бездумного обращения к инструментам ИИ – и, как следствие, случаев, когда студент не погружается в дисциплину и отдает все на откуп нейросетям. Этот вопрос был одним из важнейших для слушателей.

Многие участники панельной дискуссии «Медиатекст в преподавании языка как иностранного» в работах обсуждали вопросы интеграции технологий искусственного интеллекта в программу обучения – при этом вставал вопрос обнаружения так называемых «галлюцинаций» машины и рационального использования алгоритмов в учебе и деятельности. Коллеги сошлись во мнении о разумности использования новых методик как в технологическом (за счет нейросетей), так и в организационном (где и как проводить занятия) плане занятий.

Вопросы интеграции и более тонкого понимания деталей и методов обучения вызывали вовлеченное обучение каждого докладчика – в результате участники отметили, что уже смогли найти несколько подходов, которые смогли бы применить в обучении студентов. Они также выразили надежду, что подобными решениями получится делиться чаще, поскольку именно они помогают обнаруживать и фиксировать изменения в этой сфере.



Санкт-Петербургский университет в российском медиатексте

СОРУКОВОДИТЕЛИ:

Прокофьева Наталья Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета

Чэнь Ди, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета

Секретарь: Рыбина Эвелина, Санкт-Петербургский государственный университет


28 июня в 14:00 состоялось заседание круглого стола «Санкт-Петербургский университет в российском медиатексте», посвящённое 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета. Докладчики и участники заседания были приглашены в аудиторию, но также была возможность участия онлайн. На секции обсуждалась речевая репрезентация образа Санкт-Петербургского государственного университета в медиатексте.

Открыла работу круглого стола Наталья Анатольевна Прокофьева, доцент кафедры медиалингвистики. В докладе был проанализирован образ преподавателя Санкт-Петербургского государственного университета в социальной рекламе, вышедшей к 300-летию университета. В ходе дискуссии участники обсудили влияние рекламной кампании на имидж университета.

Кристина Владиславовна Есина выступила с докладом о юбилейных публикациях, в которых вуз представлен как детище Петра I. Было выявлено, что положительный образ императора помогает сформировать и положительный образ вуза.

Мария Александровна Лебедева рассказала об образе универсанта в публикациях о блокаде Ленинграда. Доклад вызвал живое обсуждение среди участников круглого стола. В ходе дискуссии была выявлена стратегия, которую могли бы использовать журналисты в работе над текстами к 300-летию университета.

Екатерина Александровна Панченко выступила с докладом о проблеме интеграции китайских студентов. Докладчиком были предложены методы повышения эффективности отбора абитуриентов и обучения с целью создания благоприятного имиджа выпускника СПбГУ.

Прозвучали доклады о тематическом наполнении университетской жизни сквозь призму значимой лексики, о специфике выражения оценки в сообществе театра-студии СПбГУ в социальной сети «ВКонтакте», о медиаобразе Санкт-Петербургского университета в современных китайских массмедиа, о музее-квартире А.С.Пушкина в петербургском тексте и о презентации исторической реконструкции бала в массмедиа.

Вопросы представления образа Санкт-Петербургского государственного университета в публикациях, приуроченных к 300-летию вуза, вовлекли в обсуждение каждого участника. Обсуждение заявленных тем позволило выявить некоторые точки взаимодействия с профессиональным сообществом, были намечены пути сотрудничества с театром-студией СПбГУ и предложены методы создания благоприятного имиджа выпускника СПбГУ в СМИ.

Rating 0 Просмотров: 250

Пока без комментариев